Аппликации из природных материалов
Цель занятий с природными материалами:
■ Приобщить ребенка к природе, показать ее разнообразие и красоту.
■ Стимулировать творчество, мышление, трудолюбие.
■ Развивать художественный вкус и фантазию.
Как заготовить материал для таких аппликаций?
Способ первый:
сушка растений в книгах и журналах, которые ставятся под пресс. Если заготовка делается для гербария, растения нужно немного укрепить. Для этого опустите их в раствор из воды и 20% клея ПВА, после чего растения высушите заново, но уже без пресса.
Способ второй:
сушка растений в пучках. Такой способ применяют для высушивания растения с плодами или цветами. Растения формируют в небольшие пучки и развешивают в сухом месте. Нельзя, чтобы на них попадал солнечный свет.
Способ третий (быстрый):
Растения проглаживают горячим утюгом. Для этого на гладильную доску застелите сначала газету, затем салфетку, потом разложите растение и в обратном порядке — салфетка и газета. Затем все аккуратно отложите в сторону на несколько часов. Процедуру проглаживания повторяют 3-4 раза до полного высыхания растения.
Занятие 1
«Гербарий»
Не используйте для составления гербария растения, которые вы не знаете, они могут быть ядовитыми.
Цель занятия: наглядное изучение природы. (С одного и того же дерева, например, можно собирать образцы весной, летом и осенью, и наблюдать, как оно меняется.)
Вам потребуется: плотные альбомные листы, нитка с иголкой, клей ПВА, цветные фломастеры, подготовленное высушенное растение.
Этапы работы:
■ Прикрепите растения на альбомный лист, веточки можно прикрепить, пришив, листочки — приклеить. Если у вас собраны образцы разных стадий растения (цветение, появления почек, смена окраски листьев), прикрепите их на один альбомный лист для наглядности.
■ В правом нижнем углу напишите название растения, семейство, к которому оно принадлежит, место (луг, лес, палисадник у дома и т. д.) и время сбора. Ваш гербарий готов!
Занятие 2
«Грибная поляна»
Вам потребуется: лист картона, клей ПВА, кисточка для клея, емкость для клея и листочки.
Этапы работы:
■ Покажите ребенку, как можно из листиков сделать грибок. Расскажите, что грибы растут группами, поэтому нужно сделать несколько грибочков.
■ Пусть ребенок решит, где будет размещаться гриб. На это место и надо нанести клей. Наносить клей на сам листик не стоит, он может рассыпаться.
■ Приклейте сначала листик для ножки гриба, затем шляпку.
Таких грибочков можно сделать, сколько вам угодно и разных размеров.
Не стоит обрезать листики, чтобы придать идеальную форму, от этого они теряют свою оригинальность и ломаются.
Занятие 3
«Деревце»
Дерево можно сделать разными способами:
■ Приклейте несколько листиков в виде веера, и один листик сверху посередине.
■ Нарисуйте ствол и ветви дерева, а листики возьмите самые настоящие, только очень маленькие.
■ Красками нарисуйте ствол и основные ветки, а листья возьмите большие, разного цвета и формы.
Занятие 4
«Бабочка»
Вам потребуется: альбомный лист, карандаш, клей ПВА, кисточка для клея, емкость для клея, сухие листочки и цветочки.
Этапы работы:
■ Помогите ребенку нарисовать контур бабочки.
■ Нанесите на нее клей ПВА.
■ Пусть ребенок сам выбирает листики и цветочки, из которых будет сделана его поделка.
■ Дайте поделке высохнуть. Готово!
Аппликация из тополиного пуха и перьев
Тополиный пух еще один природный материал, который можно использовать для изготовления поделок. У него есть одна особенность: он появляется только один раз в год летом и покрывает землю теплым, пушистым «снегом». Тополиный пух хорошо применять в аппликациях для имитации снега, облаков, меха зайца и т. д.
Занятие 1
«Зима»
(для самых маленьких)
Вам потребуется: голубой картон, белая гуашь, кисточка для краски, клей ПВА, кисточка для клея, карандаш, салфетка, тополиный пух.
Этапы работы:
■ Ребенок на картоне рисует облака. Помогите ему, если потребуется.
■ С помощью кисточки внутри одного облака нанесите клей.
■ Аккуратно выложите пух на клей и слегка прижмите салфеткой.
■ Проделайте то же самое с остальными облаками.
■ Белой краской нарисуйте падающий снег и покрытую снегом землю.
Занятие 2
«Лебедь»
Вам потребуется: белый картон, гуашь (синяя и белая краски), кисточка для краски, палитра, баночка для воды, клей ПВА, кисточка для клея, карандаш, салфетка, перья, бусинка черная, шелуха семечек.
Этапы работы:
■ Помогите ребенку нарисовать лебедя карандашом, оставляя место под ним для работы с красками.
■ Ребенок рисует пейзаж, над которым будет пролетать лебедь. Это может быть бушующее море, поля, лес и т. д.
■ Когда краска высохнет, приступайте к наклеиванию перьев. Старайтесь, чтобы направление перьев было одинаковым и наложение происходило по типу черепицы, т. е. каждое следующее перо перекрывает предыдущее пушком.
■ Наклейте бусинку на место глаза, семечку вместо клюва.
Аппликация из ракушек и камушек.
«Рамочка».
Отдохнув на море, дети привозят домой не только загар, хорошее настроений и заряд бодрости, но еще целый пакет ракушек и камушек.
Их можно использовать для создания великолепной, памятной вещи – рамочки для фотографии.
Вам понадобиться: простая рамочка, ракушки и камушки, клей момент.
Этапы работы:
- Выбирайте вместе с ребенком предметы и наклеиваете их поочередно на рамочку. Дайте клею хорошо высохнуть.
В такую рамочку приятно поместить фотографию с моря, откуда и были привезены ракушки и камушки.
Точно также можно использовать опилки, песок, кору, хвою, солому, веточки, мох, вату, специи.